Формат радио. Основы музыкального программирования

Maas

Как всем уже сейчас известно, каждое радио имеет свой формат вещания, который и выделяет её среди других радиостанций. Как же определиться с форматом своего радио? Начать нужно с определения категории слушателей, на которую мы собираемся работать(целевая аудитория). Допустим, что мы остановились на публике от 25 до 35 лет, социально и экономически активной части нашего населения. Теперь давайте определим формат для нашей целевой аудитории.

Выбираем формат вещания

ФорматПредположим, мы выбрали формат Hot AC, который характеризуется достаточно большим количеством современных хитов и относительно небольшим числом классических хитов, т.е. песен категорий gold — золотого фонда европейской и американской музыкальной культуры последних 20-30 лет. Определимся сначала с каталогом gold. Психологами установлено, что музыкальные вкусы человека формируются окружающей его «музыкальной действительностью» в возрасте от 12 до 16-18 лет со средним возрастом 15 лет.

Вспомним, что нашей целевой аудитории от 25 до 35 лет, т.е. в среднем 30. Отнимем от 30 15, получим 15. Выходит, что именно 15 лет назад сложились музыкальные вкусы нашей целевой аудитории и музыка этих времен должна составлять основу нашего золотого каталога: 2017 — 15 = 2002 год. Но человек не может постоянно жить прошлым. Он всегда живет сегодняшним днем, поэтому добавим сюда музыку более новую, которая отвечает запросам «взрослых».

ФорматДалее категории горячей ротации: совсем новинки, уже известные всеми любимые композиции или «горячие» хиты, потом постепенно «остывающие» хиты и т.д. — то есть самые современные шлягеры в стиле, который нравится вашей целевой аудитории. Соотношение русскоязычной и англоязычной музыки должно быть таким, чтобы, оно могло максимально привлечь публику. Я не отрицаю вашего права на выбор чистого англоязычного или русскоязычного формата. С фонотекой мы определились, теперь приступим к музыкальному программированию.

Основы музыкального программирования

ФорматХочется отметить, что волшебные компьютерные программы, которые имеются на вашем вооружении, всего лишь рабочие инструменты. Прежде, чем начать с ними работать, первоначальный скелет эфира рассчитывается вручную. Можно взять лист бумаги, ручку и набросать схему. Как раз этим мы сейчас и займёмся. Хочу пояснить, что этот вариант достаточно схематичен и условен, хоть и близок к реальности. Я рассчитываю здесь лишь англоязычный формат Hot AC. Для русскоязычных песен мы можем поступить также, только необходимо выделить их в отдельные категории, чтобы строго дозировать в эфире. В противном случае один наш час может получиться русскоязычным, другой — англоязычным и т.д. Кроме этого я не буду учитывать специальных программ и рубрик, которые нарушают нормальную математическую ротацию материала, в то же время, предусмотрю выпуски новостей и рекламные окна.

Сlock 

Итак, для начала создадим стандартную часовую сетку или по-английски clock и определим категории песен:

A — самый горячий хит
B — горячий хит, претендующий на попадание в кат. А
С — новинка,
D — «остывающий хит», пришел сюда из кат. А
P — хит конца 2012, начала 2013 года, пришел сюда из D
SG — самый лучший хит конца 90-х, начала 2000 — х годов, костяк нашего «золотого фонда»,
G — хит, выходящий за определенные нами временные рамки (например, Beatles).

Распределим «горячие хиты» и песни категории gold приблизительно пополам. Кстати, пропорции старой и новой музыки мы задаем сами, в зависимости от того, какой оттенок эфиру мы хотим придать: более свежий или более «голдовый».

Формат радио. Основы музыкального программирования
Вот такая стандартная часовая сетка у нас получилась. Как вы, наверное заметили, песни одной и той же категории или родственных категорий (А, B, C) раздвинуты у нас внутри часа.

Таким образом мы избегаем блоков однотипной музыки и равномерно распределяем «горячие» хиты. Кроме этого мы имеем 3-х минутные новости и 3 рекламных блока по 2,5, 2 и 2,5 мин. Итого: 10 минут новостной и рекламной информации. Осталось 50 минут музыки. Сюда укладывается около 13 песен, длительностью звучания в среднем по 3,5-4 минуты каждая, плюс к этому джинглы, ролики саморекламы и т.д., не указанные в сетке, но подразумевающиеся. Видоизменяя, уменьшая или добавляя различные рубрики, выпуски новостей, песни специальных категорий, например, баллады, мы создаем новые, нужные нам clocks и, компонуя их в зависимости от стоящих перед нами задач, делаем недельную сетку вещания.

Количество песен

ФорматТеперь определим количество песен в категориях. Допустим, вы хотите, чтобы песни категории «А» ротировались с частотой 4 повторения в сутки. У нас есть по одной позиции «А» каждый час и 24 часа в сутки. Проводим нехитрое арифметическое вычисление: 24 позиции «А» в сутки разделить на 4 раза — получаем 6 песен. Остальные категории горячей ротации рассчитываются похожим образом. А теперь посчитаем количество песен в «золотом фонде», например, в категории SG. Допустим, мы считаем необходимым, чтобы они ротировались с частотой 3 дня 6 часов.

В каждом часе у нас 4 позиции для этой категории. Умножаем на 24 часа и получаем 96 позиций. Умножаем это количество позиций на 3 дня и 6 часов, т.е. на 3,25 суток (частота ротации песни), и получаем 312 песен. Принимая во внимание, что для решения ряда художественных задач, добавим еще 10%. Итого — около 340 песен. Произведя в этом же духе дальнейшие расчеты, мы получим в нашем случае общую активную фонотеку в размере около 500 песен. И все! На этом математика закончилась.

Художественные правила

ФорматДалее, на основе нашего опыта и нашего видения, или, скорее, «слышания» эфира, определим основные художественные правила для каждой категории: частота звучания отдельно взятого исполнителя, общее настроение музыкального блока между рекламами (микс из 3-х — 4-х песен), темп, текстура (плотность музыкальной ткани песни), допустимая стилистика различных следующих одна за другой песен (допустим, чтобы рядом не стояли две песни в стиле «рэп») и т.д.

Таких правил не очень много, но они достаточно важны. Кроме того в математической части есть правила не допущения звучания, скажем, два раза подряд одной и той же песни категорий gold в одном и том же временном блоке, например с 6 до 9 утра, и т.д.
ФорматЕще раз повторюсь: частоту ротаций песен, их стилистику, художественные правила позиционирования песен в эфире определяет человек на основе результатов музыкальных исследований, своего видения конечного продукта. А все приведенные выше расчеты и цифры отражают лишь общий принцип, основу музыкального программирования.

И вот теперь наконец все данные вводятся в компьютер. На их основе он генерирует проект плей-листа, который потом музыкальный редактор доводит до нужной кондиции вручную, внеся предварительно в рекламные окна переданное ему коммерческим отделом расписание выхода рекламных роликов. Редактируя плей-лист, он не должен переделывать его, руководствуясь своим вкусом и видением, а скорее осуществить только тонкую настройку, чтобы удовлетворить временные и где-то, возможно, художественные правила, принятые на станции.

 

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Добавить комментарий

Авторизоваться с помощью:




Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Next Post

Правильный файл Robots.txt для Wordpress

Robots.txt — текстовый файл, который содержит параметры индексирования сайта для роботов поисковых систем. Иными словами — этот файл говорит поисковым роботам как именно индексировать Ваш проект, на какие страницы не стоит обращать внимания, а какие обходить в обязательном порядке. Находиться он в корне  сайта. Если же вы его туда ещё не […]
Файл Robots. txt

Получить новости первым