Как всем уже сейчас известно, каждое радио имеет свой формат вещания, который и выделяет её среди других радиостанций. Как же определиться с форматом своего радио? Начать нужно с определения категории слушателей, на которую мы собираемся работать(целевая аудитория). Допустим, что мы остановились на публике от 25 до 35 лет, социально и экономически активной части нашего населения. Теперь давайте определим формат для нашей целевой аудитории.

Выбираем формат вещания

Формат радио

Предположим, мы выбрали формат Hot AC, который характеризуется достаточно большим количеством современных хитов и относительно небольшим числом классических хитов, т.е. песен категорий gold — золотого фонда европейской и американской музыкальной культуры последних 20-30 лет. Определимся сначала с каталогом gold. Психологами установлено, что музыкальные вкусы человека формируются окружающей его “музыкальной действительностью” в возрасте от 12 до 16-18 лет со средним возрастом 15 лет.

Вспомним, что нашей целевой аудитории от 25 до 35 лет, т.е. в среднем 30. Отнимем от 30 15, получим 15. Выходит, что именно 15 лет назад сложились музыкальные вкусы нашей целевой аудитории и музыка этих времен должна составлять основу нашего золотого каталога: 2017 – 15 = 2002 год. Но человек не может постоянно жить прошлым. Он всегда живет сегодняшним днем, поэтому добавим сюда музыку более новую, которая отвечает запросам “взрослых”.

Далее категории горячей ротации: совсем новинки, уже известные всеми любимые композиции или “горячие” хиты, потом постепенно “остывающие” хиты и т.д. — то есть самые современные шлягеры в стиле, который нравится вашей целевой аудитории. Соотношение русскоязычной и англоязычной музыки должно быть таким, чтобы, оно могло максимально привлечь публику. Я не отрицаю вашего права на выбор чистого англоязычного или русскоязычного формата. С фонотекой мы определились, теперь приступим к музыкальному программированию.

Основы музыкального программирования

Формат радио

Хочется отметить, что волшебные компьютерные программы, которые имеются на вашем вооружении, всего лишь рабочие инструменты. Прежде, чем начать с ними работать, первоначальный скелет эфира рассчитывается вручную. Можно взять лист бумаги, ручку и набросать схему. Как раз этим мы сейчас и займёмся. Хочу пояснить, что этот вариант достаточно схематичен и условен, хоть и близок к реальности. Я рассчитываю здесь лишь англоязычный формат Hot AC. Для русскоязычных песен мы можем поступить также, только необходимо выделить их в отдельные категории, чтобы строго дозировать в эфире. В противном случае один наш час может получиться русскоязычным, другой — англоязычным и т.д. Кроме этого я не буду учитывать специальных программ и рубрик, которые нарушают нормальную математическую ротацию материала, в то же время, предусмотрю выпуски новостей и рекламные окна.

Сlock 

Формат радио

Итак, для начала создадим стандартную часовую сетку или по-английски clock и определим категории песен:

[stextbox id=’grey’]A — самый горячий хит
B — горячий хит, претендующий на попадание в кат. А
С — новинка,
D — “остывающий хит”, пришел сюда из кат. А
P — хит конца 2012, начала 2013 года, пришел сюда из D
SG — самый лучший хит конца 90-х, начала 2000 — х годов, костяк нашего “золотого фонда”,
G — хит, выходящий за определенные нами временные рамки (например, Beatles).[/stextbox]

Распределим «горячие хиты» и песни категории gold приблизительно пополам. Кстати, пропорции старой и новой музыки мы задаем сами, в зависимости от того, какой оттенок эфиру мы хотим придать: более свежий или более «голдовый».

Вот такая стандартная часовая сетка у нас получилась. Как вы, наверное заметили, песни одной и той же категории или родственных категорий (А, B, C) раздвинуты у нас внутри часа.

Таким образом мы избегаем блоков однотипной музыки и равномерно распределяем «горячие» хиты. Кроме этого мы имеем 3-х минутные новости и 3 рекламных блока по 2,5, 2 и 2,5 мин. Итого: 10 минут новостной и рекламной информации. Осталось 50 минут музыки. Сюда укладывается около 13 песен, длительностью звучания в среднем по 3,5-4 минуты каждая, плюс к этому джинглы, ролики саморекламы и т.д., не указанные в сетке, но подразумевающиеся. Видоизменяя, уменьшая или добавляя различные рубрики, выпуски новостей, песни специальных категорий, например, баллады, мы создаем новые, нужные нам clocks и, компонуя их в зависимости от стоящих перед нами задач, делаем недельную сетку вещания.

Количество песен

Формат радио

Теперь определим количество песен в категориях. Допустим, вы хотите, чтобы песни категории “А” ротировались с частотой 4 повторения в сутки. У нас есть по одной позиции “А” каждый час и 24 часа в сутки. Проводим нехитрое арифметическое вычисление: 24 позиции “А” в сутки разделить на 4 раза – получаем 6 песен. Остальные категории горячей ротации рассчитываются похожим образом. А теперь посчитаем количество песен в «золотом фонде», например, в категории SG. Допустим, мы считаем необходимым, чтобы они ротировались с частотой 3 дня 6 часов.

В каждом часе у нас 4 позиции для этой категории. Умножаем на 24 часа и получаем 96 позиций. Умножаем это количество позиций на 3 дня и 6 часов, т.е. на 3,25 суток (частота ротации песни), и получаем 312 песен. Принимая во внимание, что для решения ряда художественных задач, добавим еще 10%. Итого — около 340 песен. Произведя в этом же духе дальнейшие расчеты, мы получим в нашем случае общую активную фонотеку в размере около 500 песен. И все! На этом математика закончилась.

Художественные правила

Формат радио

Далее, на основе нашего опыта и нашего видения, или, скорее, «слышания» эфира, определим основные художественные правила для каждой категории: частота звучания отдельно взятого исполнителя, общее настроение музыкального блока между рекламами (микс из 3-х — 4-х песен), темп, текстура (плотность музыкальной ткани песни), допустимая стилистика различных следующих одна за другой песен (допустим, чтобы рядом не стояли две песни в стиле «рэп») и т.д.

Таких правил не очень много, но они достаточно важны. Кроме того в математической части есть правила не допущения звучания, скажем, два раза подряд одной и той же песни категорий gold в одном и том же временном блоке, например с 6 до 9 утра, и т.д.

Еще раз повторюсь: частоту ротаций песен, их стилистику, художественные правила позиционирования песен в эфире определяет человек на основе результатов музыкальных исследований, своего видения конечного продукта. А все приведенные выше расчеты и цифры отражают лишь общий принцип, основу музыкального программирования.

И вот теперь наконец все данные вводятся в компьютер. На их основе он генерирует проект плей-листа, который потом музыкальный редактор доводит до нужной кондиции вручную, внеся предварительно в рекламные окна переданное ему коммерческим отделом расписание выхода рекламных роликов. Редактируя плей-лист, он не должен переделывать его, руководствуясь своим вкусом и видением, а скорее осуществить только тонкую настройку, чтобы удовлетворить временные и где-то, возможно, художественные правила, принятые на станции.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.