Работа на радио

Что бы не говорили, но работа на радио далеко не для каждого. Однако, стоит сделать оговорку – смотря кем. В штате любой радиостанции есть место специалистам разных профессий – менеджерам, звукооператорам, редакторам, дикторам и т.д. Но нас-то интересует ведущий музыкальных программ, проще говоря – Радио DJ. А чтоб стать им нужно, как минимум, обладать двумя основными талантами – хорошо писать (сочинять) и хорошо говорить. Если чувствуете, что эти способности у вас есть, то… вперед!

Выбор формата радиостанции

Работа на радио

Для начала необходимо осознать свой формат, к какой музыке вы тяготеете и, исходя из этого выбирать радиостанцию, которую впоследствии хотите осчастливить своим появлением. Про формат я заговорил не случайно. Ну как, скажите мне, вы будете работать, допустим, на Радио “Шансон”, если творчество господина Шуфутинского, например, на дух не переносите, при всем уважении к нему. Возможно, вы уже сориентировались в радиостанциях и решили, куда направить стопы. Если нет, то давайте разбираться вместе.  

Какое радио выбрать?

Работа на радио

Работа на радио

У каждой FM-радиостанции есть свой формат. Этим, собственно, все они и отличаются друг от друга. Формат — это концепция радиостанции, включающая в себя программное содержание, музыкальное направление, эстетику, ритм, динамику, манеру работы ведущих. Станции могут крутить одинаковую музыку, но проводить разные шоу, которые подходят по формату одной, но совершенно неприемлемы по концепции вещания другой. Это локальный формат. На самом деле классификация не такая узкая, она гораздо шире и зависит от возраста и предпочтений целевой аудитории. (см. «С чего начать собственное вещание в сети интернет»)

Существуют два основных формата: информационный и музыкальный. Профессионалы бы добавили ещё два – информационно-музыкальный и музыкально-информационный. Тут все зависит от преобладания того или иного контента. Если первые отдают предпочтение новостям и аналитическим обзорам, то вторые, соответственно, музыке. На разговорном радио её не более 10–15 % от общего объёма вещания. В отличие от новостных станций на музыкальном радио 90 % музыки. Если мечта всей вашей жизни стать популярным радио DJ-ем, то вам туда.

Форматы музыкальных FM-станций

Работа на радио

А теперь о главном – о форматах, на которые делится музыкальное радиовещание, а также о их разновидностях.

  • AC (Adult Contemporary)

    Современная музыка для взрослых. Это довольно широкий формат, рассчитанный на слушателей в возрасте от 20 до 40 лет. В основном звучит поп, евро денс, иногда рок баллады. Чаще всего основной аудиторией таких станций бывают женщины.

Иногда программные директора вносят коррективы и получаются подформаты:

  • CHR (Contemporary Hit Radio)

    Современное хитовое радио, ориентирующееся на молодежь. Другое название — Top 40. Звучат в основном горячие новинки, остывающие хиты. В общем, все, что модно, на слуху, вчера выпустили, сегодня в магазинах и в мобильных телефонах. Аудитория такой станции — юноши и девушки в возрасте от 12 до 21 года.

В этом формате тоже имеются подвиды:

  • Rock

    в плей листах рок и металл. У приемников сын и папа в косухах с хаерами и наколками. Маленьким девочкам здесь не место — это станции для суровых парней и их боевых подруг.

Формат узкий, но субформаты тоже есть:

  • Nostalgia

    Формат для пожилых людей, звучат в основном композиции 1940–1950 х гг.

  • Oldies

    Музыка для зрелого возраста. Слушаем нетленки конца 1950 х — середины 1980 х

  • Classical

    Классические композиции для всех и каждого.

  • Smooth Jazz

    Адаптированный, осовремененный джаз. С ним рука об руку формат EZ (Easy Listening) — музыка для клубных chill out и кафе.

  • R&B (Rhythm & Blues)

    Музыка, где звучит ритм энд блюз, хип хоп, урбан, рэп и пр.

  • Folk

    Преимущественно народная, фольклорная музыка.

  • Chanson

    «Блатная», бардовская песня, рок композиции, инструментальная музыка.

728*90

Форматы информационного радио

Работа на радио

Работа на радио

Это то, что касается самых распространенных музыкальных форматов. Теперь о разговорном и информационном радио. Само собой, у этих станций своя классификация:

Таких проектов гораздо меньше, чем чисто музыкальных. Причины очевидны: для обеспечения эфира требуется больше сотрудников – ведущих, корреспондентов, обозревателей, аналитиков, продюсеров и т. д. Скажем в Москве, в настоящее время, информационные форматы представлены достаточно широко. Это радио для детей, новости для экономистов и бизнесменов, для тех, кто любит юмор, увлечен спортом или культурой, а также политикой и актуальными событиями в стране и в мире.

Примечательно, что смена формата некоторыми радиостанциями не такое уж редкое явление. Это происходит по ряду причин. Ими могут стать низкий рейтинг, высокая конкуренция или освоение новой, более перспективной, ниши. Со мной, кстати и произошел такой случай. В ту пору я работал программным директором на одной региональной радиостанции. У нас было собственное вещание. Произошла смена владельца и новое руководство решило, что будет целесообразней перейти на ретрансляцию одной из столичных станций. Выбор пал на «Авторадио». Поединок между творчеством и бизнесом завершился победой последнего. Из-за возникших разногласий мне пришлось оставить, на некоторое время, любимое дело. Так что устраиваясь работать на радио нужно быть готовым и к таким поворотам.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.